Собрал ответы на вопросы с которыми сам столкнулся при поиске информации о ралли третьей категории.
Что такое ралли 3 категории?
Когда я слышу слово «ралли», представляю примерно такое:
Ралли 3 категории выглядит иначе. На фото ниже автомобили участников ралли 3 категории (далее Р3К) «Зимний кубок ДГТУ—2017».
Главное отличие от классического ралли — возможность принять участие на обычном автомобиле.
РАЛЛИ — спортивное автомобильное соревнование, проходящее полностью или преимущественно на дорогах, предназначенных для общего использования и состоящее в преодолении единого для экипажей маршрута с соблюдением установленного расписания и последовательности прохождения контрольных пунктов (дорожное соревнование), что является главным фактором для определения результатов в таком соревновании.
РАЛЛИ ТРЕТЬЕЙ КАТЕГОРИИ (Р3К) – ралли, которое помимо дорожного соревнования включает дополнительные соревнования, скорость прохождения которых не обязательно является главным фактором для определения результата. В течение такого ралли (включая дополнительные соревнования) все участники должны соблюдать действующие ПДД РФ, а если трасса ралли (полностью или частично) проходит по территории другой страны – действующие ПДД этой страны.
На обычном автомобиле вы едете по маршруту который составили организаторы. Маршрут может проходить по городу, в пригороде или за городом. По пути вам попадаются обязательные для посещения точки в том порядке в котором они указаны в маршруте. В некоторых таких обязательных точках вы должны получить отметку о времени прибытия. Если вы приедете раньше — штраф, если вы приедете позже — штраф. Появиться в такой точке нужно в точное время. Кроме того по маршруту стоят точки, которые у вас не отмечены в карте. В этих точках стоят судьи, которые контролируют правильность прохождения, ваше время, соблюдение ПДД. Также в карте отмечены дополнительные соревнования: это может быть прохождения круга на автодроме на время, картинг и другие соревнования которые допускаются правилами организации и проведения «Российской Автомобильной Федерации» и регламента соревнования. У каждого такого дополнительного соревнования есть начало и конец. Побеждает тот, кто правильно проедет весь маршрут, посетит все контрольные точки и найдёт финиш. То есть тот кто получит минимальное количество штрафов, либо не получит их вовсе.
Я специально описал суть соревнований без использования определений, принятых сокращений, терминов, чтобы было понятно обычному человеку.
Вот цитата из регламента:
Итоговый результат в основной классификации (абсолютный зачёт) определяется как сумма штрафных очков, набранных экипажем в ходе всего соревнования, при этом экипаж, имеющий минимальное число штрафных очков, занимает первое место и т. д. При равенстве таких сумм преимущество получает экипаж, имеющий наименьшее количество штрафных очков, полученных на ДС-1, при новом равенстве – на ДС-2, при новом равенстве – на ДС-3 итак далее, если и в этом случае экипажи имеют одинаковое количество очков, то места делятся.
Или вот ещё цитата из регламента:
В случае отсутствия пункта КВ на трассе экипажу засчитывается расчетное время прибытия на этот пункт КВ. Время явки экипажа на следующий пункт КВ рассчитывается от расчѐтного времени явки на отсутствующий пункт КВ, независимо от наличия или отсутствия любых ДС на этом секторе. Местом выхода на дорожный сектор в этом случае считается место отсутствующего КВ.
Как принять участие?
- Найти второго водителя (штурмана) или первого водителя (пилота). Экипаж состоит из двух существ «рулибля» и «кудабля», то есть штурмана и водителя. Сейчас в Р3К принято называть «первый водитель» и «второй водитель».
- Найти подходящее соревнование. Вам в этом помогут: поисковые системы, социальные сети, форумы, сайты организаторов Р3К или календарь спортивных мероприятий, точнее план региональных на сайте РАФ.
- Заполнить и подать заявку. Форму заявки можно найти на сайте организатора. Как правило на таких сайтах вы найдёте регламент соревнования. В регламенте будет указана информация о месте и дате проведения, о дате начала и конца приёма заявок, о суммах взносов, о необходимых документах.
- Оплатить заявку и подготовить документы. Например, из регламента соревнования в котором я принимал участие ясно, что чем раньше вы оплатите взнос, тем меньше сумма взноса.
- Подготовить документы. Смотрите регламент соревнования. Мне понадобились водительские удостоверения первого и второго водителя, полис ОСАГО, свидетельство о регистрации транспортного средства, распечатанная и подписанная обоими водителями заявка. Также нужна аккредитация водителя не ниже категории «Е» (водителя и штурмана). Эта лицензия платная. И не путайте с водительским удостоверением категории «Е». Выглядит примерно так:
В стоимость оформления такой лицензии входят обязательная спортивная страховка жизни. Но в моём случае этот документ не понадобился, так как организаторы решили сделать лицензию не обязательной для тех, кто не планирует участвовать в течение года в других автоспортивных мероприятиях и не хочет попасть в зачётную таблицу области. Также может потребоваться и медицинская справка особой формы, которая позволяет вас допустить к спортивным соревнованиям.
- С документами явится на административную проверку (АП, привыкайте к таким сокращениям). Дату и место проведения административной проверки (АП) вы узнаете из регламента. На этой проверке организаторы сверятся с списками заявок, проверят оплату заявок, проверят ваши документы, выдадут вам стартовый номер, наклейки на авто (стартовый номер, название ралли, обязательные или необязательные наклейки спонсоров), выдадут вам лист с тарировочным участком. На АП вы можете и оформить документы., например, лицензию категории «Е» или получить необходимую медицинскую справку. Что точно будет происходить на АП и какие она даёт вам возможности можете уточнить у организаторов, но прежде чем что-то спрашивать внимательно прочитайте регламент. На половину моих вопросов я находил чёткий ответ в регламенте.
- Перед соревнованием пройти техническую инспекцию (ТИ). Время и место прохождения ТИ ищите в регламенте. В моём случае АП было за день до соревнования, а ТИ за несколько часов до старта Р3К. На ТИ обязательно проверят наличие огнетушителя, аптечки, знака аварийной остановки, наличие на нужных местах автомобиля наклеек, которые вы уже получили на АП.
Я перечислил все требования, которые я выполнил, чтобы принять участие в первом в моей жизни Р3К. Думаю, что они схожи для подобных соревнований в других городах. Далее подробности о ходе самого соревнования, как к нему подготовится, расшифровка тех сокращений и терминов с которыми я столкнулся в ходе поиска информации.
Основные термины:
Экипаж — два человека в одной машине, подавшие заявку на участие в соревновании.
Команда — несколько экипажей, принимающих участие в соревновании. Зачет обычно по показателям двух лучших экипажей.
Пилот (новое, утвержденное нормативными документами название «1-ый водитель») — водитель, который в данный момент времени находится за рулем автомобиля.
Штурман (новое, утвержденное нормативными документами название — «2-й водитель») — человек справа от пилота, отслеживающий курс движения экипажа по маршруту осуществляющий расчеты скорости движения и времени.
Дорожная книга (ДК)— перечень пунктов следования от старта до финиша.
Контрольная карта — карта, в которой судьи отмечают время прибытия/убытия экипажа в точку контроля перемещения по маршруту и штрафные очки (они же — пенализация).
Пенализация — штрафные очки, начисляемые экипажу. За что начисляются штрафные очки — указывается в Регламенте соревнования
Регламент соревнования — правила, определяющие порядок проведения данного соревнования.
Маршрутный лист — перечень этапов соревнования с указанием расстояния, средней скорости на этапах маршрута и времени, отведенного на прохождение этих участков.
Штурманское оборудование — секундомер (один или два), часы, калькулятор (лучше программируемый) ручка (несколько и разных цветов), «штурманский свет» (подсветка, устанавливаемая в салоне автомобиля в том случае, если штатной подсветки нет или она недостаточна), штатное устройство измерения расстояния (одометр), или дополнительно устанавливаемое оборудование измерения расстояния (велокомпьютер, терратрип, тверь-трип, компьютер со специально написанной программой).
Принятые сокращения, которые попадаются в справочных материалах, регламентах и прочих правилах:
КВ — пункт Контроля Времени. Также называется отрезок пути (этап соревнования). КВ может содержать одно или несколько ДС (смотрите далее).
КП — пункт Контроля Прохождения участников. Обычно ставится там, где можно, заблудившись, проехать иной дорогой или составителю трассы зачем-то нужно чтобы вы потеряли время на контактном КП. Судейские пункты бывают контактные и бесконтактные. Бесконтактные надо проезжать не выходя из машины (но не забывать отмечать время проезда и расстояние — это вполне может оказаться старт или финиш ). На контактных — выходить и в свою расчетную минуту подавать Контрольную карту в судейскую машину. В Регламенте обычно дано описание обозначения всех судейских пунктов.
ВКВ — пункт Внезапного Контроля Времени.
ВКП — Внезапный Контроль Прохождения.
ДС — Дополнительные Соревнования (вводятся для того, чтобы ралли были более интересными и насыщенными).
СУ — Спец Участок (термин применяемый в «боевых» соревнованиях).
РД — Регулярное Движение (ехать с заданной средней скоростью на этапе от старта до финиша).
РДС — Регулярное Движение Сочлененное.
РУ — Режимный участок.
РГ — Режимная Гонка.
РТ — Разгон-Торможение.
СЛ — Слалом.
ССЛ – Спринт-Слалом.
СП — Спринт.
ДГ — Дорожная Гонка.
Что такое тарировочный участок и для чего он нужен?
У составителя маршрутных документов (Дорожной книги и Маршрутного листа) одна машина (а значит и диаметр колес и точность приборов для измерения расстояния), а у вас — другая . Поэтому там, где приборы составителя показывают 1,26 км, у вас может быть что угодно. Как с этим бороться: нужно оттарировать одометр.
Что это значит? Это значит последовательность следующих действий:
Действие 1 — Приезжаете в первую точку тарировочного участка и обнуляете прибор измерения расстояния (одометр).
Действие 2 — Приезжаете во вторую точку тарировочного участка и записываете расстояние, которое показывает ваш прибор измерения расстояния. КОТОРОЕ ПОКАЗЫВАЕТ ВАШ ПРИБОР ИЗМЕРЕНИЯ РАССТОЯНИЯ.
Действие 3, 4, 5, …, n — Приезжаете в следующую по порядку точку и повторяете Действие 2 до тех пор, пока не доедете до конца тарировочного участка. В последней позиции записываете расстояние, которое показывает ваш прибор.
Вычисляем тарировочный коэффициент, потому, что показания ваших приборов наверняка расходятся с расстояниями тарировочного участка, которые задали составители маршрутных документов.
Теперь для каждой позиции проверяем, совпадает ли показания ДК (тарировочной), умноженные на коэффициент с тем, что показывал наш прибор. Если точность совпадения составляет 50-100 метров с тем, что указано составителем, значит можно округлить цифру до 3 знаков после запятой и запомнить эту цифру до конца соревнования.
Пример: Составителем задано, что расстояние тарировочного участка (Sт) от точки А до точки N составляет 15,85 км. Ваш одометр показывает, что это расстояние, которое вы честно проехали на своей машине (Sвм) равно 18,2 км. Вычисляем тарировочный коэффициент К:
Sвм / Sт = К
Для описанного случая он составит 18,2 / 15,85 = 1,1482649
Округляем до 1,148 и пользуемся этим коэффициентом при расчетах.
Вот так выглядел тарировочный участок соревнования в котором я принимал участие:
Перед стартом
Если вы получили Дорожную Книгу до старта — вам повезло потому, что это означает, что вы можете сразу сделать два расчёта:
1. Пересчитать расстояния Дорожной Книги с учетом тарировочного коэффициента. Нужно взять каждую цифру из крайней левой колонки (расстояние от КВ (n) до следующей позиции) и умножить на тарировочный коэффициент «К». Полученное значение вписываете в эту же колонку (то значение которое будет показывать ваши прибор измеряющий расстояние (одометр), когда вы подъедете к этой точке. Если этого не сделать, вы уедете не туда уже через несколько километров и будете искать в «той самой » точке левый поворот, стоя на прямой улице, огороженной глухими бетонными заборами с двух сторон.
Если успеете, то после расчетов идеального времени движения сделайте то же самое для так называемой дельты — расстояния между двумя соседними позициями. Вторая колонка слева в Дорожной книге. Это поможет на трассе потому, что уехав «не туда», поняв это и вернувшись к последней правильной и понятной вам позиции, вы уже не сможете восстановить точно показания одометра. Единственный способ продолжать движение в таком случае — «ехать по дельте» до следующего судейского пункта КВ. То есть приехав в последнюю верно пройденную точку, обнулить одометр, и дальнейшие расстояния от позиции до позиции брать уже из 2-ой колонки слева, а не из первой, обнуляя, для простоты, одометр в каждой последующей позиции. Если в результате вы правильно доехали до КВ, дальше можно ехать уже по расстояниям из первой левой колонки — до тех пор пока опять не заблудитесь.
2. Рассчитать график движения от КВ (n) до КВ (n+1). Норма времени задана в Маршрутном Листе. Но, чтобы потом знать — успеваете вы или нет в каждый момент времени, при движении по заданному маршруту, надо проделать несколько полезных операций. Итак, берём ручку зеленого цвета и считаем для каждой позиции. Расстояние берём из первой левой колонки ДК, где оно задано составителями, скорость — из «шапки» где она задана как средняя скорость:
t (требуемое) = S(дорожной книги) / V (средняя)
Но это вовсе не означает, что сейчас-то вы и получите время в чистом виде. Разделив, к примеру, S(дк) = 6,52 на V(средняя)= 70,2 вы получите t (требуемое) = 0,09287749….. часов. Это показание надо перевести в часы, минуты и секунды. Делается это путем нажатия кнопки HMS на калькуляторах с функцией времени, или кнопки перевода в «градусы, минуты, секунды» на инженерных калькуляторах. Тем же, кому не повезло, и кто таких кнопок на калькуляторе не завел, предстоит проделать еще 2-3 операции:
Целая часть t(требуемое) — это часы. Записываете цифру (в нашем примере это «0»), вычитаете, оставляя дробную часть t(дробное 1).
Оставшуюся дробную часть t (дробное 1) умножаете на 60. Получаете минуты t(мин) =5,5726. Записываете рядом с уже имеющимся временем в часах (у нас это «0» ) целую часть (у нас это «5»), оставляя дробную часть t(дробное 2).
t(дробное 2)еще раз умножаете на 60. Получаете секунды 0,5726 × 60 = 34, 3. Целая часть — секунды.
Получится требуемое (расчётное) время прибытия в позицию, расположенную на расстоянии 6,52 км от предыдущего КВ (n) при движении с заданной средней скоростью на перегоне от КВ(n) до КВ(n+1) равной 70,2 км/ч.
Для разбираемого примера t(требуемое) в конечном виде будет выглядеть так: 0 часов 5 минут 34 секунды. Для движения от КВ(n) до КВ(n+1) секунды можно отбрасывать и учитывать только часы и минуты.
Теперь вы знаете, в какое время вам следует быть в той или иной позиции при движении от КВ до КВ.
Усложнение задачи 1
Соревнования ограничены ПДД. Поэтому организаторы вводят на отрезке пути от КВ до КВ пункты ВКВ (Внезапный Контроль Времени). Задача такого судейского пункта — отлов «низколетящих истребителей». На этот судейский пункт можно опаздывать, но сильно опережать нельзя. Вам дается возможность, проехать чуть быстрее, с тем, чтобы использовать разницу, вызванную опережением для различных столь естественных надобностей. Вся хитрость в том насколько быстрее вы можете ехать. Принцип льготы ВКВ в том, что при движении по маршруту соревнования в неких точках пространства, в которые вы прибываете через каждые 10 минут движения в расчетном режиме (см. расчёт графика движения от КВ(n) до КВ (n+1) ) вы получаете разрешение опережать этот график движения на 1 минуту. Регламент точно определяет с какого момента начинается отсчёт льготы — с нулевой или с первой. Во втором случае льгота наступает на 11 минуте, в первом — на 10 минуте.
Усложнение задачи 2
ДС — это отрезки пути внутри КВ, которые надо проезжать в другому режиме, с другой средней скоростью, отличной от средней скорости движения от КВ (n) до КВ (n+1).
Рассмотрим расчёт графика движения по таким ДС, как РД, РГ, РУ. Потому, что остальные ДС подразумевают «валилово».
Обычно средняя скорость на РД задается в колонке «примечания» от старта ДС. Так как финиш РД в Дорожной книге не указывается, то просчитывать надо график движения как минимум по всем позициям учитывая все смены скорости. Если на РД есть длинные прогоны 5-10 и более км, желательно просчитать график движения, «разбив» эти перегоны на километровые отрезки — тогда яснее будет картина «опережения-отставания» от графика.
Средняя скорость в Дорожной книге может задаваться несколькими способами:
(1) V=NNкм/ч
(2) V=ПДД (как вариант может быть V=100% ПДД)
(3) V=XX%ПДД
Это значения средней скорости, которую должен выдерживать экипаж на данном отрезке пути. Например, от позиции 1 до позиции 9, где прописано изменение скорости. Или до финиша данного ДС, если изменений скорости нет ни на дороге (тут надо внимательно смотреть на знаки, ограничивающие скоростной режим), ни в Дорожной Книге. Как только произошло изменение скорости, например, в позиции 10 Дорожной Книги, то с этой позиции до следующей, например 12, где идет очередная смена скорости, график движения рассчитывается уже исходя из новой, заданной в том или ином виде, скорости.
Рассмотрим подробнее три случая задания скорости на ДС и разберемся, что надо делать в каждом из этих случаев:
Случай (1) — скорость со старта ДС «задана в явном виде». То есть во второй справа колонке (раздел примечания) рядом со знаком, обозначающим старт ДС, задано, например «V(дс)=65 км/ч». Всё просто. Выполняете вычисления, которые описаны выше, то есть делите расстояние из левой колонки S2(дк) (первая позиция после старта), на заданное значение средней скорости на ДС V(дс), то есть на 65. Потом — следующее значение S3(дк) на V(дс), то есть на 65 и так далее, если скорость не меняется. Каждый раз вы получаете время прибытия в следующую позицию начиная от старта. Приводите его к значению «часы, минуты, секунды», тем же самым способом, что и для движения от КВ до КВ, записываете эти значения рядом с зелеными цифрами красным цветом. Вы получили расчетный график движения на ДС по всем позициям. Такой алгоритм справедлив для случая, когда старт ДС совмещен с КВ и отсчёт расстояния начинается с 0. Эта же задача может быть усложнена тем, что КВ и старт ДС являются несовмещёными (см. определение в Регламенте). Тогда в расчете должно фигурировать пересчитанное расстояние до позиции. Оно вычисляется путём вычитания километража от КВ до старта ДС из каждого значения расстояния, записанного в левой колонке Дорожной Книги, начиная с первой после старта ДС позиции.
По тому же принципу рассчитывается график движения на РГ и РУ, только V(дс) участникам приходится вычислять самостоятельно. Для этого из Маршрутного листа берется длина РГ (РУ) и делится на норматив (временной, обычно обозначается t(дс) ), также задаваемый в Маршрутном листе для данного ДС. Для этих двух типов ДС вычисления графика движения нужно делать до финиша ДС, который обозначен в Дорожной книге.
Вернемся к расчету РД и усложним задачу, а именно введём изменение средней скорости движения на ДС. Например, в позиции m(дк) скорость V(дс) стала не 65, а 70. С того момента, как это произошло, для расчета времени прибытия в каждую следующую позицию (m+1, m+2, и так далее), в качестве расстояния Sn(дк) необходимо брать значение дельты между двумя последующими позициями ДК, (то есть дельту m+1, m+2…). В результате каждый раз получаете время, за которое вы должны добраться с изменившейся средней скоростью от предыдущей позиции до следующей — t(позиции…).
Расчёт график движения на ДС производится в этом случае так:
Дельта (m+1) /Vдс = t(позиции m)
Дельта (m+2)/Vдс = t(позиции m+1)
t(позиции m) + t(позиции m+1) = t m+1(прибытия в позицию m+1 со старта ДС).
tm+1 — это время движения от старта до позиции m+1. Его записываете красной ручкой в ДК и стараетесь выдерживать по мере возможности.
Случай (2) — скорость со старта «задана в неявном виде», например V(дс)=ПДД. Значит надо внимательно смотреть (или надо было внимательно смотреть раньше) по сторонам в поисках прячущихся в кустах знаков ограничения изменения скоростного режима. Сами будете виноваты, если пролетите мимо оторвавшегося наполовину указателя начала населенного пункта «дер. Гадюкино», который предписывает вам, невзирая на свой жалкий вид, сменить скорость до положенных 60. И лучше послушаться. И уж обязательно — запомнить это требование ограничения скорости, ибо, не сделав этого, вы не знаете с какой скоростью вам начинать двигаться со старта — 90км/ч, 60 км/ч, 40, 50, 20, 5… В результате, поехав «наобум» непременно привезёте опережение или опоздание на ближайший судейский пункт. И получите свою законную пенализацию. См. и суммируй размеры пеназилаций за ПДД, опережение, опоздание и тому подобное в таблице пенализации Регламента.
Расчеты в этом случае делаются так же, как и в усложненном варианте случая 1. Надо научиться делать вычисления быстро, чтобы можно было брать значения расстояния и скорости «с дороги», если в Дорожной Книге не указана позиция, в которой происходит смена скорости, или это «слепая позиция» (то есть позиция, в которой не указан километраж). В таких случаях километраж берется с одометра и делится на тарировочный коэффициент «К», а значения скорости берутся с круглых знаков ограничения скорости или знаков начала /конца населенного пункта. И еще одно: составителю может прийти фантазия ввести ограничение скорости в чистом поле. И вам, скрепя сердце, придется ехать с той скоростью, которую он захотел там назначить.
Случай (3) — скорость не просто «задана в неявном виде» но еще и «в % от ПДД». То есть «V(дс)=ХХ% ПДД». Это особо изощренный вид издевательства над штурманом, предполагающий, что он:
(а) видел последний знак ограничения скоростного режима;
(б) помнит, как он выглядел и что там было написано (включая фон);
(в) может быстро вычислять % соотношение;
(г) успел-таки сообщить результат вычислений пилоту до следующего поворота или дорожной развязки, а не впал в ступор после п. (а) или (б).
Расчёт в этом случае дополнительно осложняется вычислением той скорости, которую необходимо выдерживать, то есть то самое процентное соотношение:
Vзнака × ХХ (число процентов) / 100 = V(дс вычисленное)
Рассмотрим пример. В Дорожной Книге в позиции m написано V=70%ПДД, вы в населенном пункте, значит, максимальная скорость равна 60 км/ч. Стало быть скорость должна быть 60×70/100 = 42 км/ч .
Разобравшись с этим можно дальше продолжить вычисления и записи красной ручкой по уже описанной схеме, не забывая каждый раз смотреть, как задана следующая смена скорости.
Примечание №1. Вам дают Дорожную Книгу в момент старта — смиритесь со своей тяжкой судьбой, потому, что все действия вам придётся делать во время движения. В этом случае разумнее сообщить пилоту расстояние до следующей позиции, а то и до 2-3 позиций, описать, как они выглядят в Дорожной книге и положиться на его знания ПДД и внимательность к знакам, встречающимся по дороге.
Примечание №2. Если при движении по маршруту вы въехали в населенный пункт, обозначенный знаком «дер. Гадюкино» , а при выезде из него (когда дома, заборы и курятники закончились) не было указателя «конец населенного пункта „дер. Гадюкино“», то это означает, что он и не заканчивался. И, даже если вокруг уже давно нехоженые медведями поля и глухой лес, надо все равно медленно и печально соблюдать скоростной режим, предписанный предыдущим знаком, то есть все те же 60 км/ч (или ХХ % от 60 км/ч и тому подобное).
Щиты судейских пунктов
Техническая инспекция
Здесь необходимо в «свою минуту» — то есть в то время, когда, согласно ведомости явки на ТИ ваш экипаж должен явиться на ТИ, любому из членов экипажа подойти (не позже и не раньше) к машине с данным щитом и заявить о своем прибытии. Если ТИ не проходит в формате «проезда» через Технических инспекторов или технических контролеров, а проходит на площадке в режиме «по мере готовности к вам подойдут», то необходимо обозначить готовность вашего экипажа пройти ТИ (то есть поднять капот автомобиля).
Пункт Контроля Времени (КВ)
До желтого щита вы можете стоять, но после въезда за него — в течении минуты обязаны подать Контрольную Карту для отметки судьям. Въезжать за желтый щит надо «в свою минуту». По часам, которые вы выставили в соответствии с «эталонными», которые были в машине ТИ. Останавливаться надо у щита на красном фоне. Если весь промежуток между щитом на желтом фоне и щитом на красном фоне — занят другими машинами и физически втиснуться туда невозможно, а «ваша минута» уже начала свой отсчёт, то штурману придётся совершить забег с картой на короткую дистанцию с тем, чтобы судьи зафиксировали время вашей отметки на КВ «по ПОДАЧЕ карты», а не по тому времени, которое будет тогда, когда очередь «рассосется самостоятельно». Только так в этой ситуации можно избежать штрафных очков (пенализации) за опоздание на КВ.
Пункт Внезапный Контроль Времени (ВКВ)
Служит для отлова и отсева из победителей соревнования «низколетящих истребителей». На него нельзя опережать больше, чем разрешено по «льготе ВКВ», расчет которой указывается в Регламенте), но можно опаздывать. В отличие от КВ — это только один щит — на красном фоне.
Пункт Контроля Прохождения (КП)
Остановиться и подать карту.
Пункт Внезапный Контроль Прохождения (ВКП)
Остановиться и подать карту.
Пункт ВКП на ДС
Обозначение аналогично КП (см. рисунок), может обозначаться «пешкой» на жёлтом фоне. Проезжается ходом и без остановки. Время и расстояние лучше записать в ДК.
Спасибо авторам материалов:
Типичные «покупки» на Р3К (обобщенный список применяемых хитростей)